МКДОУ Мосальский детский сад комбинированного вида "Радуга" адаптирован к условиям беспрепятственного доступа в образовательную организацию для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Вход в здание оборудован телескопическим 2-х секционным пандусом, перилами для входной группы с двойным поручнем. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и оповещения, световыми табло "Выход", информационно-тактильными знаками. Границы на лестницу второго этажа обозначены противоскользящей «Желтой полосой».
Современное российское законодательство предусматривает принцип равных прав на образование для всех категорий граждан — как взрослых, так и детей. Одним из основных принципов, на которых основана государственная политика Российской Федерации в области образования, является общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся с особыми образовательными потребностями.
На основании «Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309) обеспечено создание инвалидам следующих условий доступности объектов:
Возможность передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, с помощью работника объекта, назначенного приказом руководителя.
Сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него.
Наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации на контрастном фоне.
Оказание работниками организации иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования.
Краевые ступени лестничных маршей и вход в учреждение выделены желтым цветом.
Ответственное лицо по вопросам обеспечения доступности в учреждение:
-
Заведующая ДОУ Павликова Татьяна Вячеславовна
Тел.: 8(48452)2-12-47 E-Mail: pavlikova1979@yandex.ru
Федеральные правовые акты
- Конвенция ООН от 13.12.2006 №61/06 "Конвенция о правах инвалидов".
- Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
- Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (с изменениями и дополнениями).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года №1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".
- Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 об утверждении государственной программы российской федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 июля 2015 г. № 527н «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утвержден Приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр))
- Возможность обучения на дому и дистанционного обучения не предусмотрена.
01.09.2022
Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ
Согласно ст.2, п.16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Прием ребенка с ОВЗ на обучение осуществляется образовательной организацией при наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ №273- ФЗ ст. 44 ч.3 п.1).
В МКДОУ Мосальский детский сад комбинированного вида "Радуга" функционирует две комбинированные группы с общим недоразвитием речи (ОНР). Дети с ОНР относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание благоприятных условий для всестороннего развития ребенка с ОНР, в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников, полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности и патриотизма, подготовки к обучению в школе и к жизни в современном обществе, обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Создание оптимальных условий (для адаптации детей с проблемами в речевом развитии к учебной нагрузке) невозможно без учета структурной специфики как ведущего (первичного) дефекта у каждого обучающегося ребенка, так и осложняющих его расстройств. В работе педагогического коллектива ДОУ апробирована организационно-ролевая структура, включающая базовый компонент, закрепляющий (прямой и опосредованный подход). А именно: для создания условий, стимулирующих развитие импрессивной речи детей старшей группы с ОНР, накопление активного и пассивного словаря воспитанниками подготовительной группы с ОНР используются следующие формы занятий:
формирующие занятия учителя-логопеда – базовый компонент;
специальные занятия воспитателей – закрепляющий (прямой подход) компонент;
игровые занятия воспитателей – закрепляющий (опосредованный подход) компонент;
музыкальные и физкультурные занятия - закрепляющий (опосредованный подход) компонент.
В детском саду имеется кабинет учителя-логопеда, оснащенный необходимым оборудованием и укомплектованный методическими материалами для работы с детьми, родителями, педагогами ДОУ.
Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:
зона для индивидуальной работы;
учебная зона для проведения подгрупповых занятий;
рабочая зона учителя- логопеда.
Перечень оборудования, методических материалов и средств обучения кабинета учителя - логопеда | |
Разделы |
Дидактические игры и пособия |
Мебель |
Стол с зеркалами 2-х местный детский – 2 шт., Шкаф для методических пособий - 2 шт., Стеллаж для методических пособий – 2 шт, Стулья детские (разноуровневые) – 10 шт, Стол письменный – 1 шт. |
Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия |
Пособия для различения неречевых звуков: бубен, дудочка, свисток, губные гармошки, бутылочки с различным наполнением, звучащие игрушки. |
Материал для развития навыков звуко-буквенного анализа и синтеза и обучения грамоте |
Кассы букв. Звуковая линейка. Палочки и шнуровки для выкладывания букв. Настенное пособие «Алфавит». Настенное пособие «Гласные и согласные звуки и буквы». Разрезная азбука (демонстрационный материал для усвоения букв). |
Материалы для формирования лексико-грамматического строя речи и связной речи |
Карточки с
предметными картинками на разные лексические темы. Материал для работы над словарем: времена года; обобщающие понятия; профессии людей; детеныши диких и домашних животных; название частей целого предмета и др. Картотека загадок по лексическим темам Кукла Игрушки. Папки разные: словарный запас, грамматический строй речи, связная речь Материал для формирования связной речи: - стихи, сказки, загадки, пословицы. - сюжетные картинки - серии сюжетных картин. - опорные картинки для составления сюжетных рассказов. |
Развитие внимания, памяти, словесно- логического мышления |
«Четвёртый
лишний» Счётные палочки Пирамидка Матрешки Логический куб Домино Пазлы «Дары природы», «Обобщение», «Что из чего», «Найди
пару», «Цвета» |
Развитие мелкой моторики. Речевого дыхания |
Пуговицы,
мелкие предметы и игрушки Пособия для шнурования Картинки с изображением упражнений пальчиковой гимнастики Цветные карандаши Картинки для раскрашивания и штрихования Материалы для самомассажа пальцев рук Мозаики Набор пальчиковых игр Массажные мячики |
Коррекционно-развивающий комплекс для детей с ОВЗ ЛОГО |
· Программно–индикаторное устройство «Микарт-М» с ПО для коррекции и предотвращения речевых нарушений методом БОС : - логопедическое обследование детей. (Методика В.М. Акименко); - развитие и коррекция речи детей. (Методика В.М. Акименко); -комплект для коррекции и развития восприятия детей дошкольного возраста: «Знакомство с формой»; «Знакомство с цветом»; «Свойства предметов»; «Тактильное домино»; «Сенсорный ящик»; «Предметный мир в картинках»; «Сказки»; · Портативный компьютер (ноутбук). |
Материалы для коррекции мимики, речевого дыхания артикуляционной моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова |
Подборка
картинок для артикуляционной гимнастики. Папка с практическими материалами для проведения артикуляционной гимнастики. Настенное пособие «Артикуляционная гимнастика». Папка с физминутками. Пособия для развития речевого дыхания: снежинки, бабочки, рыбки, свистульки, воздушные шары, губные гармошки, пузырьки и др. Папки дидактическим материалом по автоматизации, свистящих, шипящих и соноров. Игры для коррекции слоговой структуры слова. |