Положение по разработке и реализации адаптированных основных образовательных программ воспитанников с ОВЗ

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 64 «Журавленок» городского округа Тольятти

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

приказом заведующего МБУ

протокол № 1 от 30.05.2023

от 30.08.2023 № 70-од
О.В. Куренковой

Куренкова
Оксана
Владимир
овна

Подписан цифровой подписью:
Куренкова Оксана
Владимировна
DN: O="МБУ детский сад №64 ""
Журавленок""", CN=Куренкова
Оксана Владимировна, E=
chgard64@edu.tgl.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Расположение:
Дата: 2023.09.19 15:45:14+04'00'
Foxit PDF Editor Версия: 12.1.1

ПОЛОЖЕНИЕ
об адаптированной основной образовательной программе
для детей с ОВЗ дошкольного учреждения

Учтено мнение совета родителей
Протокол №3 от 25.05.2023

1

I.

Общие положения

1.1.Настоящее положение об адаптированной основной образовательной программе (далее –
АООП) для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов (далее - дети
с ОВЗ) дошкольного образовательного учреждения МБУ детского сада № 64 «Журавленок»
(далее-МБУ) разработано в соответствии :











со статьей 55 Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012;
с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от
17.10.2013 № 1155 "Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования" (п.
1.3);
Постановление главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г. № 28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Приказом Минпросвещения РФ от 31.07.2020г № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного
образования»;
Приказом Минпросвещения РФ от 25.11.2022г. № 1022 «Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
с Уставом Учреждения.

1.2.Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения адаптированной
основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
1.3. АООП разрабатывается самостоятельно МБУ на группу обучающихся, относящихся к
одной категории лиц с ОВЗ, с учетом примерной программы коррекционно-развивающей
работы данной категории лиц с ОВЗ) с 5 до 7 лет.
1.4.АООП
разрабатывается
группой
педагогических
работников,
педагогическим советом МБУ и утверждается заведующей МБУ.

принимается

1.5.Положение об АООП вступает в силу с момента издания приказа «Об утверждении
Положения об адаптированной основной образовательной программе для детей с ОВЗ,
детей-инвалидов» и действует до внесения изменений или до принятия новой редакции.
ӀӀ. Структура адаптированной основной образовательной программы
2.1.Структура АООП соответствует требованиям к содержанию федеральной
адаптированной образовательной программы дошкольного учреждения и содержит четыре
раздела:
-целевой;
-содержательный;
-организационный:
-дополнительный.
2.2.Титульный лист содержит:

2

-информацию об Учреждении, о том, когда и кем рассмотрена, согласована и утверждена
АООП;
-гриф принятия АООП (с указанием даты проведения и номера протокола педагогического
совета );
-гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения (с указанием
даты и номера приказа);
-полное наименование АООП с указанием категории детей, для которых она
разрабатывается;
-год составления АООП.
I . Целевой раздел АООП содержит следующие части:
1. Обязательная часть.
пояснительную записку и планируемые результаты освоения АООП с учетом возрастных
возможностей и индивидуальных особенностей развития детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными
возможностями здоровья).
2.3.1.Пояснительная записка содержит:
-общую характеристику АООП, в том числе нормативные документы, на основании которых
она разработана, с указанием примерных программ коррекционно-развивающей
направленности для данной категории детей с ОВЗ;
-цели и задачи реализации АООП;
-принципы и подходы к формированию АООП;
-значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе возрастные
и индивидуальные характеристики особенностей развития детей с ОВЗ, детей-инвалидов;
-характеристики особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ (если таковые
имеются. ;
- планируемые результаты освоения программы
- развивающее оценивание качества. Система мониторинга динамики развития детей с ОВЗ.
2. Часть формируемая участниками образовательных отношений
- цели и задачи
- принципы и подходы
- особенности развития детей дошкольного возраста по выбранному направлению
- планируемые результаты освоения программы по выбранному направлению
- перечень оценочных материалов (педагогическая диагностика индивидуального
развития детей)
II. Содержательный раздел АООП раскрывает:
1.Обязательная часть:
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка с
ОВЗ, представленными в пяти образовательных областях:
- содержание и задачи образования (обучения и воспитания) по 5 образовательным областям
- Взаимодействие педагогов с детьми, особенности образовательной деятельности разных
видов и культурных практик
- способы и направления поддержки детской инициативы
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
3. Программа воспитания
-Пояснительная записка
3.1. Целевой раздел Программы воспитания
- Направления воспитания
- Целевые ориентиры Программы воспитания

3

3.2. Содержательный раздел Программы воспитания
3.2.1 Уклад ДОО:
− цель и смысл деятельности ДОО, ее миссия;
− принципы жизни и воспитания ДОО;
− образ ДОО, её особенности, символика, внешний имидж;
− отношения к воспитанникам, их родителям (законным представителям), сотрудникам и
партнерам ДОО;
− ключевые правила ДОО;
− традиции и ритуалы, особые нормы этикет ДОО;
− особенности РППС, отражающие образ и ценности ДОО;
− социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОО
(этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности).
3.2.2 Воспитывающая среда ДОО:
− условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребенка к
окружающему миру, другим людям, себе;
− условия для обретения ребенком первичного опыта деятельности и поступка в
соответствии с традиционными ценностями российского общества;
− условия для становления самостоятельности, инициативы и творческого
взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая
разновозрастное детское сообщество.
3.2.3 Общности:
− ценности и цели: профессионального сообщества, профессиональнородительского сообщества и детско-взрослой общности;
− особенности организации всех общностей и их роль в процессе воспитания детей;
− особенности обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия детей.
3.2.4 Задачи воспитания в образовательных областях
3.2.5 Формы совместной деятельности
- Работа с родителями: виды и формы деятельности по организации сотрудничества
педагогов и родителей (законных представителей), используемы в ДОО в процессе
воспитательной работы
- События ДОО:
− проекты воспитательной направленности;
− праздники;
− общие дела;
− ритмы жизни (утренний и вечерний круг, прогулка);
− режимные моменты (приём пищи, подготовка ко сну и прочее);
− свободная игра;
− свободная деятельность;
- Совместная деятельность в образовательных ситуациях: перечень конкретных видов
организации совместной деятельности в образовательных ситуациях, которые имеются в
ДОО или с указанием их воспитательного потенциала
- Организация предметно-пространственной среды: перечень конкретных позиций,
имеющихся в ДОО или запланированные с кратким описанием
- Социальное партнерство:
− перечень конкретных позиций, имеющихся в ДОО или запланированные с описанием
деятельности
− участие представителей организаций –партнеров в проведении отдельных мероприятий;
− участие представителей организаций –партнеров в проведении занятий в рамках
дополнительного образования и акций воспитательной направленности;
− реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно
− разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями) и педагогами с
организациями-партнерами.

4

3.3. Организационный раздел Программы воспитания.
4. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми, описывающая образовательную
деятельность по коррекции нарушений развития обучающихся с ОВЗ.
4.1. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы.
4.2. Содержание коррекционно-развивающей работы:
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей и/или инклюзивного образования.
специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья
механизмы адаптации Программы для детей с ОВЗ
использование специальных образовательных программ и методов, специальных
методических пособий и дидактических материалов
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
4.3 Описание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению детей различных
категорий целевых групп обучающихся.
5. Часть, формируемая участниками образовательных отношений. Специфика национальных,
социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
6. Комплексно-тематическое планирование и сложившиеся традиции Организации, план
воспитательной работы.
Организационный раздел.

III.

1. Обязательная часть
1.2. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ОВЗ (в
соответствии с нозологической группой)
1.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
1.4. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания. Кадровые и финансовые условия
1.5. Перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений
1.6. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
1.7. Перечень художественной литературы, музыкальных произведений, произведений
изобразительного искусства
1.8. Режим и распорядок дня в дошкольных группах, учебный план, календарный
учебный график
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
- Методическая литература, позволяющая ознакомиться с содержанием парциальных
программ, методик, форм организации образовательной работы (перечень).
IV. Дополнительный раздел содержит:
1. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована АООП ДО
2. Используемые Программы: ФАОП ДО и парциальные программы
3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей
ӀӀӀ. Изменения и дополнения в АООП
3.1. АООП может изменяться и дополняться по решению педагогического совета.
3.2. Основания для внесения изменений:


обновления системы образования (изменение нормативной базы, регламентирующей
содержание общего образования),

5




предложения педагогических работников по результатам реализации АООП в
текущем учебном году,
обновление списка, используемой литературы и методических пособий.

3.3. Дополнения и изменения в АООП могут вноситься ежегодно перед началом нового
учебного года. При накоплении большого количества изменения АООП корректируются в
виде новой редакции программы.
IV. Ответственность и контроль
4.1.Ответственность за полноту и качество реализации АООП возлагается на педагогов
МБУ, реализующих АООП.
4.2.Контроль над полнотой и качеством реализации АООП осуществляется администрацией
МБУ.
4.3.Ответственность за контроль над полнотой и качеством реализации AOOП возлагается на
заместителя заведующей по ВМР дошкольного учреждения.
V. Делопроизводство
5.1. АООП хранится в методическом кабинете МБУ, и представлена на сайте и стенде для
ознакомления родителей (законных представителей).
5.2. AOОП хранится 3 года после истечения срока ее действия.

6

Приложение № 1
Понятия для разработки адаптированной образовательной программы
воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства;
образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения,
являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений,
навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных
объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого,
физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его
образовательных потребностей и интересов;
образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных
программ;
образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на
основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида
деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация
создана;
образовательная программа – комплекс основных характеристик образования
(объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических
условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм
аттестации;
адаптированная образовательная программа - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей
и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц;
адаптированная основная образовательная программа - это образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц (ст.2 ч. 28 ФЗ);
примерная
основная
образовательная
программа –
учебнометодическая документация (примерный учебный план, примерный календарный
учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и
содержание образования определенного уровня и (или) определенной

7

направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы,
примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты
нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной
программы;
обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по
овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта
деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в
повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения
образования в течение всей жизни;
учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если
иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной
аттестации обучающихся;
федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) –совокупность
обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии,
специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий;
содержание
образования
и
условия
организации –
обучения
и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
организация
образования обучающихся
с
ограниченными
возможностями
предполагает как совместное образование с другими обучающимися, так и
образование вотдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность;
под специальными условиями для получения образования обучающимися – с
ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания
и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических
средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление
услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую
техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных
занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или

8

затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья;
особенности организации образовательной деятельности для обучающихся –с
ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере социальной защиты населения;
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей(Ст.2 ч.27 ФЗ).

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.