Программа ФИН ГР 2 года

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Мосальский детский сад комбинированного вида «Радуга»
Принята
на заседании педагогического совета
МКДОУ Мосальский детский сад
комбинированного вида «Радуга»
«30» августа 2023г.
Протокол № 1

Утверждаю
Заведующая МКДОУ Мосальский
детский сад комбинированного
вида «Радуга»
___________________ Павликова
Т.В.
«30» августа 2023 г.
Приказ № 44

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
социально-гуманитарной направленности
«АЗЫ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Возрастной состав: дети 5-7 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Евсикова Е. Ю. воспитатель

г. Мосальск, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи реализации Программы
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1.4. Критерии отбора материала Программы
1.5. Взаимодействие с родителями
1.6. Планируемые результаты освоения Программы
2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1.1. Формы, методы и средства реализации Программы
1.2. Варианты взаимодействия с семьями дошкольников и социумом
1.3. Тематический план
3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1.1. Организация занятий по Программе
1.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы
1.3. Методическое обеспечение Программы
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

4
1. 4.1.
2. 4.2.

Список литературы, рекомендуемой воспитателям
Список литературы, рекомендуемой родителям

1.
1.1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социальногуманитарной направленности «Азы финансовой культуры для дошкольников», (далее
Программа), разработана на основе программы Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова «Азы
финансовой культуры для дошкольников».
Язык реализации программы: государственный язык РФ – русский.
Данная Программа предназначена для формирования финансовой грамотности у детей
старшего дошкольного возраста.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об утв. Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Конвенция ООН о правах ребенка (Принята 20 ноября 1989 г.);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N
28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
 Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол
от 24.12.2018 г. № 16);
 Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования
детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467).
Уровень сложности: стартовый (ознакомительный). При включении Программы в
дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность,
а финансовая культура ребёнка, т. е. закладываются индивидуальные особенности
восприятия финансового мира.
Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников
обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в
целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях,
необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями
образовательной системы детским садом и школой.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач
образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему
образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной,
семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые
привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и
приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой
безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной
реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник

практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников
и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого,
экономить и т.п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной
применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы
будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым
продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей
личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для
формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе
принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая
культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила
этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не
только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей
жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики,
вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование
финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в
раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном
возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования
общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным
ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с
нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного
труда человека.
Срок реализации программы 2 учебных года. Групповые занятия проводятся в очной
форме 1 раз в неделю во второй половине дня длительностью 30 минут. Кол-во
обучающихся: 21.
1.2. Цель и задачи реализации Программы
Цель реализации Программы: формирование финансовой культуры и азов финансовой
грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи реализации Программы:
Образовательные:
познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги,
подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса,
труда как честного способа их заработать;
сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное
отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и
контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

•
•
•
•
•
•

трудиться, работать и зарабатывать;
деньги, доходы;
покупать, тратить, расходовать, транжирить;
откладывать, копить, сберегать;
одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
планировать, экономить.

способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и
ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в
обществе;
подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные
(личные) деньги.
Воспитательные:
активизировать коммуникативную деятельность детей;
стимулировать интерес к изучению мира финансов;
сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой
культуры и овладению финансовой грамотностью;
способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств,
необходимых для достижения успеха в жизни;
обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Дошкольный возраст
имеет свои особенности. В этот период дети любознательны,
проявляют высокую познавательную активность, максимально открыты эмоциональному
переживанию и сопереживанию. Развиваются предпосылки понятийного мышления:
появляются элементы абстрактных рассуждений, проявляется интерес не только к тем
явлениям, которые он видел непосредственно перед собой, но и к обобщённым свойствам
предметов окружающей действительности. Ребёнок способен определить причинноследственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и
сделать вполне логические выводы. В старшем дошкольном возрасте происходит
интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер
личности. Продолжается формирование базовых компонентов ценностных ориентаций.
Закладываются основы морального поведения, формируются моральные нормы, свой
опыт поведения, отношение к людям, выстраивается моральный облик ребёнка, черты
которого проявляются в течение всей последующей жизни.
Формирование финансовой культуры в части развития экономического мышления,
деловых качеств, общественной активности и предприимчивости ограничено возрастными
особенностями и психическим развитием дошкольников. В этот период дети ещё не
готовы к правильному восприятию целого ряда финансово-экономических терминов,
проведению сложных математических расчётов, планированию, анализу, синтезу и пр.
Несоответствие между познавательными потребностями ребёнка и его возможностями
переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными
разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в
состоянии осмыслить и понять.

Учитывая это, целесообразно сделать акцент на нравственные стороны, необходимые для
финансового воспитания: уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость,
бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка
в противовес вседозволенности, эгоизму, стремлению к наживе любой ценой и пр.
Основополагающей идеей Программы выступает формирование у детей здорового
интереса к деньгам, которые по своей сути глубоко социальны и выступают неотъемлемой
частью окружающей среды.
Главным принципом реализации Программы является адекватность возрасту. При
ознакомлении дошкольников с основными финансовыми и экономическими понятиями
следует принимать во внимание возрастные особенности, соблюдать чувство меры и
осторожность.
Программа соответствует принципу развивающего образования и сочетает принципы
научной обоснованности и практической применимости, основывается на комплекснотематическом принципе построения образовательного процесса и предполагает
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Программа предлагает вариативные формы обучения - каждый воспитатель может
творчески использовать в работе предлагаемое авторами содержание тематического
плана.
Программа предполагает тесную связь этического, трудового и экономического
воспитания, призвана способствовать формированию ценностных жизненных ориентаций
в дошкольном возрасте.
1.4. Критерии отбора материала Программы
финансово-экономическая направленность;
доступность, наглядность, занимательность;
воспитательная и нравственная ценность;
возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в
повседневной жизни.

1.5.

Взаимодействие с родителями

Для достижения единства целей и задач воспитания ребёнка в Программе предусмотрено
содержательное взаимодействие детского сада и семьи.
Программа предусматривает активное приобщение родителей к образовательному
процессу (родительский клуб, семейные проекты, обмен опытом, участие в праздничных
мероприятиях, играх, интерактивных театральных миниатюрах, обучающих сказках и
пр.).
1.6. Планируемые результаты освоения Программы
Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребёнка достижения
конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения
результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для педагогов и родителей.
Их необходимо воспринимать как возрастные характеристики возможных достижений
ребёнка и направление воспитательной деятельности взрослых.
Личностные результаты
В итоге освоения Программы дошкольник сможет:
разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий,
предусмотренных Программой;
чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть
без дела;
знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда,
универсальным средством обмена;
понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они
не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить
результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на
помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того
или иного предмета, действия).
Практические результаты:
освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость
грамотно и бережливо относиться к ним;
научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и
трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для
себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать
свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные
средства и пр.;
заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и
чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать
успешному управлению личными финансами.

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Формы, методы и средства реализации Программы

Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С
этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными
участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные
мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятияисследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным
мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать
ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность,
милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность,
творчество.
Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:
игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные
мини-постановки и др.);
словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и
обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов,
зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
практические (исследование, экспериментирование и др.).
Базовой формой и методом реализации Программы является игра. Ребёнок осваивает и
познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для
дошкольника естественно. В целях достижения оптимального результата рекомендуется
использовать разные игры: театрализованные, режиссёрские, сюжетно-ролевые,
интеллектуальные, семейные и др.
В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и
взрослым, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную
активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания,
овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх
моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту
ситуация общения, развивается речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в
себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать
задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой культуры. В
повседневной жизни возникают ситуации, когда с ребёнком можно поговорить о
финансах. Знания и навыки, приобретённые в процессе игр и игровых занятий, будут
способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с
окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь.
Интерактивный мини-спектакль (обучающая сказка) - один из самых эффективных
методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала,
обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов.
Хороший эффект в работе по формированию финансовой культуры дошкольника
достигается и с помощью ситуационных задач, занятий-исследований, занятий-бесед,
интерактивных занятий, папок-передвижек, сказок и иного фольклора.
Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения,
методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение

практически значимой ситуации,
познавательной деятельности.

и

способствующий

развитию

мотивации

к

Решение ситуационных задач способствует формированию умения объяснять явления
действительности, ориентироваться в мире ценностей.
Для того чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и
представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных
эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т. д.). Главным элементом задачи является
проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку
захотелось найти на него ответ.
Занятия-исследования - один из основных путей познания, наиболее полно
соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и воспитания.
Программа предусматривает использование начального, самого простого уровня
исследования, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её
решения. Решение же находит сам ребёнок.
Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы при реализации
всех образовательных областей Программы.
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной
деятельности с использованием информационно развлекательного содержания.
Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок самые
разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы идём в банк», «Мы
планируем», «Мы копим» и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила
работы с ней. Родители берут эти папки на определённый срок (выходные дни,
праздники), занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания.
Осуществляется «обратная связь» с семьёй.
Чтение —основная форма восприятия художественной литературы как особого вида
детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательноисследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психологопедагогической работы таких образовательных областей, как «социальнокоммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое
развитие», «речевое развитие».
Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом по различным
вопросам, который меняется раз в месяц. Например: «Советуют специалисты», «Школа
для родителей», «Поход в магазин», «Поход в банк», «Учимся бережливости» и ряд
других.
Выставки по темам программы с использованием фотоснимков игровой, учебной,
трудовой деятельности детей и взрослых.
Проекты по темам Программы -эффективный метод, позволяющий установить
взаимосвязь «воспитатель - родитель - ребёнок». Участники проекта осваивают новые
понятия и формируют представления о финансовой культуре. Воспитатель является
организатором продуктивной деятельности, источником информации, консультантом,
экспертом, основным руководителем проекта, при этом партнёром и помощником
родителей и ребёнка в саморазвитии. Метод проектов - универсальный интегрированный
метод, способствующий развитию исследовательской активности и познавательно-

практической деятельности участников проекта, - расширяет ориентировку дошкольников
в окружающем мире и развивает самосознание, открывает большие возможности для
воспитания детских дружеских взаимоотношений и сотрудничества, развития социальных
чувств и представлений.
Памятки для родителей составляются по определённым темам. Программы изложены
доходчиво, конкретно, кратко и целенаправленно, с таким расчётом, что их необязательно
хранить, достаточно только прочитать.
Анкетирование, опрос позволяют воспитателю получить необходимую информацию для
размышления. Учитывая занятость родителей, целесообразно использовать анкеты с
небольшим количеством вопросов, которые не требуют развёрнутых ответов.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов
освоения образовательной программы и проводится воспитателями ДОУ. Основными
методами изучения достижений развития ребёнка являются наблюдение, беседа, анализ
продуктов деятельности.
Формы и методы реализации Программы являются системными, интегративными
образованиями. Практически все формы реализации Программы могут выступать в
качестве методов. Каждый метод можно использовать в зависимости от потребностей
реализации Программы в целях стимулирования деятельности детей, создания условий
для приобретения ими опыта или осознания этого опыта.
Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, интерактивная
театрализованная мини-постановка, выставка, презентация проектов, игра-испытание и
др.
Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей среды с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их
образовательных потребностей и интересов.
Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации
Программы, предусмотрено использование как традиционных средств (книги, модели,
макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда,
оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования,
дидактический материал и др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы,
электронные ресурсы), основанных на достижениях технологического прогресса.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия:
• активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей
непосредственно в образовательную деятельность;
• использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным
особенностям;
• поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
• предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
• уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

2.2.

Варианты взаимодействия с семьями дошкольников и социумом

Дошкольное образовательное учреждение представляет собой первый социальный
институт, в котором начинается педагогическое просвещение родителей, приобщение их к
единому образовательному пространству.
Важной составляющей Программы является активное привлечение родителей, которые
рассматриваются как важные действующие лица и помощники воспитателя в
формировании у детей финансовой культуры.
С этой целью необходимо обеспечить открытость дошкольного образовательного
учреждения для родителей, предоставить им полную информацию об образовательной
Программе, о ходе её реализации, о специфике образовательного процесса, возможность
обсуждения вопросов, связанных с реализацией Программы, поддерживать
образовательные инициативы родителей. Программа предполагает проведение ряда
занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями,
которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного
взаимодействия по формированию финансовой культуры.
Взаимодейств
ие с семьями
дошкольнико
в и социумом
Единое
образователь
ное
пространство

Периодич
ность
Формы взаимодействия
сотрудни
чества
Родительский клуб: проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов
Педагогическая поддержка, папки-передвижки, проекты, пособие
В течение
для родителей
в семье», семейные конкурсы. Совместные мероприятия: мероприятия
года
в рамк
выставки, ярмарки
Консультации, тематические памятки для родителей, Не реже
Широкое
информационные
альбомы
и тематические стенды,
одного
Информацио
выставки, создание странички на сайте ДОУ
раза в
нное поле
месяц
По мере
Создание
создании предметно-развивающей среды
необходи
условий
мости
Наблюдение Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, В течение
и
семейного
опыта. Анкетирование, опросы, диагностика, года
контроль
индивидуальные беседы

В
реализации
Программы
наряду
с
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, могут участвовать организации науки и культуры,
государственные структуры и органы местного самоуправления, финансовые учреждения,
производственные и торговые предприятия, выразившие желание сотрудничать и
обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления видов учебной деятельности,
предусмотренных соответствующей Программой.

2.3. Тематический план
Старшая группа

5 - 6 лет (содержание первого года обучения)

Ме № Занятие/
Содержание занятия/мероприятия
сяц
мероприяти
е

Педагогические
технологии

Блок-1 «Без труда нет жизни на земле»
1.1 «Что такое
труд?»

Сентябрь

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

Октябрь

1.7

Ноябрь

1.8

1.9

1.10

Знакомить с понятием трудиться.
Беседа, рассказы.
Трудиться означает что-то делать, тематический стенд о
созидать для себя, на благо своей семьи, труде.
близких людей, друзей, домашних Игровое занятие
«Мои
питомцев и пр.
соревнование.
домашние
Любой
труд
это
хорошо,
сидеть
без
дела
Папка передвижка
обязанности»
– это плохо.
«Наша семьятрудится»,
Виды домашнего труда
«ТрудПословицы и поговорки.
основа
Практическая работа в
жизни»
тетради.
Закрепление материала
«Ситуациямесяца»
«Работать и Работать означает трудиться
за
Беседа,
игровое
зарабатывать вознаграждение.
занятие
–обсуждение
»
Зарабатывать -получать вознаграждениеза «Вот так заработали!»
Творческое выполненную работу (также можно
фотовыставка, конкурс проекто
занятие
«Трудиться полезно и
почётно»
«Работать и заработать наказание за провинность,
Практическая работа в
зарабатывать проступок и т.п.).
тетради
»
Профессия и Познакомить с профессиями. Продукты Викторина «Угадай
труд
труда: товары и услуги. Продукты труда профессию»,
используются человеком для себя или для загадки «Все профессии
важны, всепрофессии
продажи(товар)
нужны»
Игра – спектакль
«Что
создается
трудом.
Как продукт
труда
превращаетс
я в товар»
Практические задания в
«Все работы
тетради
хороши,
выбирай на
вкус»
Миниспектакль
«Без труда не Закрепляем
понятия:
вытащишь и
трудиться,работать
рубку из
и зарабатывать
пруда»

«Сделаем
1.11 книжку»
Творческое
занятие
1.12

Коллективная работа
Читаем, обсуждаем,
разгадываем
загадки,
представляем –
рисуем

Блок-2 «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»
«Что такое
2.1 деньги?

Декабрь

2.2

2.3

2.4

Январь

2.5

2.6

2.7
2.8
2.9

Февраль

2.10
2.11

Деньги
мера
оценки
труда Беседа, загадки,
(вознаграждение за проделанную работу), Наглядный стенд
универсальное
средство
обмена «Деньги»
Практическая работа в
«Какие
(инструмент обмена товаров и услуг).
бывают
Виды денег (монета, банкнота, пятак, тетради
деньги, как рубль и пр.). Изготовление денег: печать,
они выглядят чеканка.
и откуда
берутся»
Ролевая игра «Нарисуем
обсуждение
деньги для
нашей
группы»
Изготовлени
Практическое занятие
е денег для
игры в
«Магазин»
«Зайкина
Мини спектакль
Разберем представление о прямой
находка»
взаимосвязи
между
трудом
и
вознаграждением за него
Игровое занятие –
«Как
обсуждение
потопаешь,
так и
полопаешь»
Практическое задание в
«Как деньги Вознаграждение за честный труд,
тетради
попадают к заработная плата родителей, пенсия
нам в дом» дедушек и бабушек. Считай деньги в
«Денежкин своем кармане, а не в чужом
Конструирование из
домик»
бумаги
Денежку бережём.
«Где живут Кошельки, копилки, сейфы, банки и
Игра спектакль
денежки»
банковские карточки, и пр.
Мультфильм
Сказка Людмилы
ы
Стахович,
«Где живут
Практическое задание в
деньги»
тетради

2.12 Закрепление
пройденного
материала

Читает,беседуем,загадки.

Май

Апрель

Март

Блок-3. «Покупаем, продаём и обмениваем»
3.1 «Потребность Домашнее
хозяйство,
главные
и желания»
потребности человека, желания и
капризы.
Соотносим потребности, желания и
возможности.
3.2 «Выбираем
самое важное»
3.3 «Где что
купить?»
3.4 «Потребности
и желания»
3.5 Наша
Изготавливаются товары для ярмарки:
мастерская
рисуем, клеем, вырезаем, лепим и пр.

Исследование: что
необходимо человеку
для жизни,
ситуационныезадачки
Ролевая игра –
обсуждение
Игра

3.9 «Где
покупают и
продают
разные
товары?»
3.1 Сюжетно0 ролевая игра
«Магазин»
3.1 Дидактически
1 е игры

Торговые
предприятия: магазины,
киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки

Практическое задание в
тетради

Закрепление материала.

Технология «Ситуация
года»

Закрепление материала.

игра

Практическое задание в
тетради
Технология
моделирования.
Творческо-трудовая
деятельность
3.6 Стоимость
Разбираем цепочку товар -стоимость- Игровое занятие
цена.
«Сколько этостоит?»
и ценатовара Определяем стоимость
товара
(сделанных
поделок:
затраченные материалы, наше время и
наш труд) и формируем цену.
3.7 «ДорогоФормировать
у
детей
навыки Игра, просмотр
дешево,
осуществления покупок, выбора и мультфильма «Какстарик
выгоднопринятия финансовых решений.
корову продавал»
невыгодно»
38 «Русская
Знакомим детей с ярмаркой и ее Игра-праздник
Ярмарка»
атрибутами, приобщаем к народной
культуре

3.1 Путешествие с Закрепление материала.
2 монеточкой

Квест-игра

Подготовительная группа 6 -7 лет.
(Содержание второго года обучения)
М№
ес
яц

Занятие/
Содержание занятия/мероприятия
мероприятие

Педагогические
технологии

Блок-1. «Окружающий мир как результат труда людей»
Беседа, играсоревнование «Мои
домашние обязанности»,
папка
передвижка «Наша семья
трудится»,тематический
стенд о труде
1.2. Работать
Работать
изарабатывать
означает трудиться
за
Беседа, ситуационные
вознаграждение.Зарабатывать - получать задачки, игра
вознаграждение за выполненную работу «Вот так заработали!»,
(также можно заработать наказание за
фотовыставка,конкурс
провинность, проступок и т.п.).
проектов «Трудиться
полезно и почётно»
1.3. Все работы Знакомство с профессиями в контуре
Игра: «Что создаётся
хороши,
опережающейпрофориентации
трудом», викторина
выбирай на дошкольников.
«Угадай профессию»,
вкус.
Продукты труда: товары и услуги.
загадки «Все профессии
Продукты
труда используются
важны, всепрофессии
человеком для себяили для продажи
нужны»
(товар).
1.4 Творческое Разбираемся, что будет, если люди
Читаем, обсуждаем,
занятие
перестанут работатьи трудиться?
разгадываемзагадки,
представляем –
рисуем
Блок-2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»
Сентябрь

1.1. Труд Трудиться означает что-то делать,
основа жизни созидать для себя, наблаго своей семьи,
близких людей, друзей, домашних
питомцев и пр.
Любой труд - это хорошо, сидеть без дела
– это плохо.Виды домашнего труда.

2.1. Как
придумали
деньги.

Октябрь

2.2. Какие
бывают
деньги,как
они
выглядят
и откуда
берутся
2.3. Как деньги
попадают к
нам в дом.
Трудовая
денежка
всегда

Деньги — мера оценки труда
(вознаграждение за
проделанную работу), универсальное
средство обмена(инструмент обмена
товаров и услуг).
Виды денег (монета, банкнота,
пятак, рубль и пр.).Изготовление
денег: печать, чеканка.

Труд и доходы.
Вознаграждение за честный труд,
заработная плата родителей, пенсия
дедушек и бабушек. Считай деньгив
своем кармане, а не в чужом.

Беседа, чтение,
разгадываем загадки,
рассказ.
Беседа, исследование,
чтение, игра «Нарисуем
деньги для нашей
группы» придумываем
деньги длягруппы.
Тематический стенд
«Какие деньгибыли и
какими стали».
Беседа, обсуждение,
игра «Как потопаешь,
так и полопаешь»,
сказка
«Трудовые деньги».
Рассказ: «Отец исын».

крепка.
2.4. Где живут
деньги.

Ноябрь

2.5

Откуда
берутся
деньги и
зачем они
нужны?

Денежку бережём.
Кошельки, копилки, сейфы,
банки и банковскиекарточки, и
пр.
Закрепление материала

Игра «Денежкин домик»,
сказка «Где живут
денежки?», обсуждение.
Папкапередвижка «Мы
идём в банк»
Технология «Ситуация
месяца».

Блок-3. «Покупаем, продаём и обмениваем»
3.1. Потребности Домашнее хозяйство, главные
и желания
потребности человека,желания и
капризы.
Соотносим потребности, желания и
возможности.
МиниРазличаем разницу между
спектакль
желаниями
«Желания
Учимся
задавать себе вопрос и
Волчонка
оценивать:
действительно ли мне нужна та или иная
Зубастика
вещь, игрушкаи пр., есть ли возможность
»
— это купить.
3.3. Где
Торговые предприятия: магазины,
покупают и киоски, ларьки,базары, рынки,
продают
ярмарки
разные
товары?

3.2

3.4

Наша
мастерская

Декабрь

3.5. Стоимость

Исследование: что
необходимо человеку
для жизни, игра
«Выбираем самое
важное», ситуационные
задачки
Мини-спектакль
ипотребностями.

Игра
«Где что
купить?»,
обсуждение,
тематический стенд,
папка-передвижка
«Мы идём за
покупками»
Изготавливаются товары для ярмарки:
Технология
рисуем, клеем,вырезаем, лепим и пр.
моделирования.
Творческо-трудовая
деятельность
ицена товара
Разбираем
цепочку товар-стоимость-цена. Технология «Клубный
Определяем стоимость товара
час».
(сделанных поделок:затраченные
Игра «Сколько это
материалы, наше время и наш труд)
стоит?», беседа
и формируем цену.
«как складывается
стоимость товара»,
обсуждение

3.6

Выгодно –
невыгодно

Волшебные правила для покупателя и
продавца, обмен,подарок, реклама.

3.7

Русская
ярмарка

Ярмарка и её атрибуты: шуты и
скоморохи, зазывалы,конкурсы и
балаганы, шарманка, Петрушка, купцы,
ремесленники, торговцы, торговые
соглашения.
Используем деньги нашей группы,
придуманные ранее.

Технология ТРИЗ.
Ситуационные
задачи, игра
«Выбираем: дорогодёшево, выгодноневыгодно», сказка
«Что за птица?» обмен, сказка «Как
старик
корову
продавал» «Что может
реклама» - обсуждение.
Обсуждение, игра
праздник «Русская
ярмарка»: покупаем и
продаём свои поделки,
торгуемс
я, обмениваемся,
заключаем торговые
соглашения, веселимся.
Конкурс
проектов
«Этой
ярмарки
краски»

Блок-4. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»
Тратим
разумно,
экономим

4.2

Копим и
сберегаем

Январь

4.1

4.3. Миниспектакль
«Мишкина
копилка»

Деньги зарабатываются трудом и
поэтому тратить ихнеобходимо только
с пользой, относиться к ним
бережливо.
Бережливый человек всегда
богаче. Воспитываем
бережное отношение к труду и
деньгам
Уясняем: зачем надо копить и
сберегать, как можно копить, копить
непросто, но полезно, ответственно и
важно.

Закрепляем понятия откладывать,
копить, сберегать.Обыкновенная
копилка поможет понять, как важно
прилагать усилия к тому, чтобы
обрести желаемую вещь, научит
экономить и даст возможность
распоряжаться личными деньгами.

Беседа, чтение, игра
«Деньги получил
– ерунды накупил»,
викторина
«Разумные траты
сказочных героев»,Игра
«Открываем
бутербродную».
Ситуационные
задачки, папка
передвижка «Мы
копим»,
обсуждения,
игра «Копим и
сберегаем».
Мини-спектакль

Февраль

4.4

Творческое Развиваем у детей потребность
занятие
радовать близкихдобрыми делами,
экономить, беречь свои вещи.
«Наша
мастерская»

4.5. Миниспектакль
«День
рождения»
4.6 Досуг
«Сберег
аем и
экономи
м».

Узнаём, что о подарках надо думать
заранее, подаркинадо подбирать или
мастерить.
Закрепление материала.
Бережливость, экономия, разумное
отношение к расходам (поделиться
своимисбережениями, порой
абсолютно бескорыстно).

Дети занимаются
посильным
ремонтом игрушек,
в том числе
принесённых из
дома. Делают
поделки и экономят
материал: бумагу,краски
и пр.
Мини-спектакль

Технология «Ситуация
месяца» Диагностика
знаний и умений детей

Блок-5. «Учимся занимать и отдавать долги»
5.1. Занимаем и Знакомимся с понятиями одалживать,
одалживаем занимать.
иодалживаем
Занять
- взять что-то взаймы на время,
одолжить - дать что-товзаймы на время.

Март

5.2. Долги

5.3. Заплатить
долг
скорее,так
будет
веселее.
5.4. Миниспектакль
«Долг
платежом
красен»

Беседа, ситуационные
задачки, игра
«Занять и
одолжить»,
папка
передвижка
«Занимаем
и
одалживаем».
Чтение, обсуждение,
читаем рассказ
«Долг», обсуждаем
рассказ и русскую
поговорку

Знакомимся с рассказом Валентины
Осеевой «Долг» ирусской поговоркой
«долги к земле придавили».
Выясняем, что долг может быть не
только денежным,невыполненные
обещания — это тоже долг.
Осознаём, что если взял что-то в долг на Обсуждаем русские
время, обязанвовремя вернуть
пословицы:
(возвратить).
- Умей взять, умей и
отдать!
В долг брать легко, а
отдавать тяжело.
Закрепляем понятия: занимать,
Мини-спектакль
одалживать, долг,должник

Блок- 6. «Учимся планировать»
6.1. Всё по плану

Знакомим
с
понятием план.
Объясняем важность
составления планов.
Закладываем основы
планирования.
Начинаем с планирования
своего дня. Учимся
организовывать своё
время. Учимся решать
несложныеэкономические
задачи.
Например: игровое
задание - рассчитай
сумму покупкив первом и
во втором магазине,
определи, в каком из
магазинов выгоднее
совершать покупки.
Сделал дело –гуляй Учимся подводить итоги
смело
всего, что планировали и
делали, анализировать
поступки, искать
эффективныерешения,
думать сообща.
Закрепляем понятия:
цель, план, планировать.

Технология «Клубный час».
Игра «План на следующий
день»,папка-передвижка
«Мы планируем», беседа.
Экономические задачки (сравни
цены,поездка в зоопарк и др.)

6.2

Игра «Сделал дело – гуляй
смело», исследование,
ситуационные задачки

Апрель

Блок- 7. «Что такое богатство?»
7.1

Хочу купить все

Выясняем, что не всё
продаётся

Беседа, ситуационные задачи,
игра «Что нельзя купить?»,
читаем и обсуждаем рассказ
«Как Валюта бабушке сон
покупала»

7.2

Наше богатство

Выясняем, что не всё
продается и покупается,
что главные ценности
(жизнь, мир, друзья,
солнце, близкиелюди и
пр.) за деньги не купишь.
Формируем
представление об
истинных ценностях и
богатстве человека.

Беседа, ситуационные задачи,
игра «Что нельзя купить?»,
Конкурс проектов «Наше
богатство»

Разбираемся, что такое
Читаем и обсуждаем рассказ В.
корысть, жадность и
Сухомлинского
«Жадный
почему этоплохо.
мальчик»,
Обсуждаем такое качество обсуждаем
поговорки,
человека, как щедрость,
пословицы.
изображаем при помощи
художественных приёмов.
7.4 Творческое занятие: Читаем стихи о жадности, Читаем о щедрости и жадности и
изображаем
обсуждаем такое качество изображаем
щедрость
и
щедрость
и человека, как щедрость, жадность: «Жадина» Аким Яков,
жадность
изображаем при помощи «Жадина» Татьяна Казырина,
художественных приёмов: «Жадина» Эмма Мошковская
рисунков,
лепки
из
пластилина
7.5. Бережливость
Осознаём, что
мини-спектакль «Бережливые
бережливый человек
друзья»
всегда умеет трудиться,
мастерить своими
Сюжетноруками и радоваться от
ролевая «Магазин»
того, что сделал что-то
самостоятельно.
Бережливость,
трудолюбие,
благородство, честность –
качества
человека
справильным о
Квест -игра
7.6. Путешествие в мир повторение
Экономики

Май

7.3. Щедрость
жадность

и

7.7

Настольнопечатные игры

повторение

игра

7.8

Настольнопечатные игры

повторение

игра

20

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация занятий по Программе
Программа реализуется в течение учебного года. Состоит из 36 занятий. Периодичность
занятий 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий 20-30 минут.
Принципы организации воспитательно-образовательного процесса Программы:
учёт возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;
психологический и эмоциональный комфорт как условие самореализации
дошкольника;
доверие и поддержка активности, инициативности и устремлений к
самоутверждению.

3.2.

Материально-техническое обеспечение реализации Программы

Требования к зданиям, водоснабжению, канализации и отоплению, к набору и площадям
образовательных помещений, их отделке и оборудованию, к искусственному и
естественному освещению образовательных помещений, к санитарному состоянию и
содержанию помещений, как и многие другие требования, определяются
соответствующими ГОСТами и СНиПом2. Специальных требований, отличных от
общепринятых, Программа не предъявляет.
Программа предполагает обеспечение групп необходимой мебелью, играми и пособиями,
соответствующими возрасту детей. Для занятий театрализованной деятельностью
необходимо наличие зала.
Предметно-пространственное и информационное окружение должно учитывать
потребности и игровые интересы современного дошкольника, ориентировано на
реализацию программных задач и возможности развернуть игровой сюжет как для
нескольких детей, так и для всех детей группы.
3.3. Методическое обеспечение Программы
Программа реализуется с методическим сопровождением:
методические рекомендации для воспитателя (с темами и рекомендациями по
организации и проведению занятий);
пособие для родителей «Советы родителям: о чём и как говорить с ребёнком»;
сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников
(обучающих сказок для знакомства с основами финансовой грамотности и формирования
финансовой культуры детей в возрасте 5 - 8 лет);
сборник ситуационных задач по финансовой грамотности для дошкольников;
сборник игр для детей дошкольного возраста «Азы финансовой культуры»;
раздаточные и дидактические материалы по финансовой грамотности для
организации обучения и воспитания дошкольников;
художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в
дошкольных учреждениях.

21

4.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
РЕСУРСЫ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

ДЛЯ

ПЕДАГОГОВ-

4.1. Список литературы, рекомендуемой воспитателям Учебно-методические
пособия
1.
Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТАПРЕСС, 2019.
2.
Рассуждаем и решаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2019.
3.
Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. М.: ВИТАПРЕСС, 2019.
4.
Читаем и обсуждаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжа-новская. -М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2019.
5.
Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская.
- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
6.
Методические рекомендации для воспитателя / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова,
Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
7.
Аксенова, Н.И. / Н.И. Аксенова, Ц.М. Левин, Е.А. Луговой, Л. А. Павленко.
Поиграем в экономику. - Издательство Ростовское отделение общества информатики и
вычислительной техники. - 38 с.
8.
Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/ Учебнометодическое пособие. - Издательство Челябинского государственного педагогического
университета, 2015. - 89 с.
9.
Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей
старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Л. Н. Галкина. - Челябинск, 2006. - 98
с.
10.
Герасименко, С.В. / С.В. Герасименко, Е.А. Маркушевская, И.П. Шайкина, И.В.
Назарова и др. Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или
Экономика для малышей». - Волгоград, 2015. - 34 с. - Электронный ресурс:
http://new.kiro46.ru/docs/BELOBOKA.pdf
11.
Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и
обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе; под ред.
А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцево. - СПб.: Питер, 2013. -464 с.
12.
Полиманская, Т.И. Усвоение нравственных норм старшими дошкольниками в
совместной трудовой деятельности / Т.И. Полиманская // Нравственно-трудовое
воспитание в детском саду / под ред. Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1987. - 117 с.
13.
Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. - М.,
2005. - 254 с.
Сказки, рассказы
«Кем быть и кем не быть?» По Я. Пинясову
«Сами виноваты» По С. Михалкову
П. Дудочкин «Почему хорошо на свете»
В. Сухомлинский «Жадный мальчик»
Сказка «Хранители бюджета»
Аким Яков «Жадина»
Татьяна Казырина «Жадина»
Эмма Мошковская «Жадина»
К.И. Чуковский «Муха-цокотуха»
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
Рассказ «Как Валюта бабушке сон покупала»
22

Игры, дополнительный раздаточный материал
Картинки «Профессии» - онлайн-доступ: http://dochkiisinochki.ru/ kartinki-professii-dlyadetej.html
Раскраски «Деньги» - онлайн-доступ: http://detskie-raskraski.ru/detskie-raskraski/raskraskadengi
Электронные ресурсы:
Методические
материалы по
финансовой грамотности для
дошкольников
Министерства финансов Калининградской области [Электронный ресурс]. https://www.fingram39.ru/materials/ma:er;aly-dlya-doshkolnikov
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: www.festival.lseptember.ru
Дети
и
деньги
[Электронный
ресурс].
Режим
доступа:
www.
fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml
Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. worldofchildren.ru
Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net
Подготовка к школе [Электронный ресурс].-Режим доступа: http:// vscolu.ru
4.2. Список литературы, рекомендуемой родителям
Учебно-методические пособия
1.
Александров, И. Большая иллюстрированная энциклопедия для дошкольников.
Litres, 2018.
2.
Арефьева, Т.А. Дети и деньги / Т.А. Арефьева. - СПб.: Речь, 2006. - 246 с. (Детская психология).
3.
Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е.
Блискавка. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 80 с.
4.
Бодо, Ш. Мани, или Азбука денег // Б. Шефер. - Попурри, 2006. - 60с.
5.
Бродникова, Е. Дети и деньги. Растим миллионера / Е. Броднико-ва,Красавина. СПб.: Питер, 2013. - 256 с.
6.
Годфри, Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами / Джолайн Годфри.
- М.: Добрая книга, 2006. - 224 с.
7.
Денежные сказки: альбом для детского художественного творчества из комплекта
«Финансовый грамотей: Пособие для воспитания финансовой грамотности от 5 до 99 /
Иркутск: Альмира, 2012. - 28 с. ил. - Электронный
ресурс: http://fincult.ru/trenings/file_profolog/KursKids/ Denegnie_skazki_Raskraska.pdf
8.
Детские деньги: полезная информация для детей и родителей о деньгах и
управлении ими/ Сбербанк для детей и родителей. – Электронный ресурс: http://niKona6aHKHpa^/wp-content/uploads/2016/02/ Detskie-dengi.pdf
9.
Иванова, Н. Г. Что такое «экономика»? Проект для детей старшего дошкольного
возраста / Н. Г. Иванова // Дошкольное воспитание. - 2000,-№2.-С.12-14.
10.
Йулли, Б. Как воспитать правильное отношение к деньгам / Б. Йулли // Семья и
школа. - 2007. - № 6. - С.10-14.
11.
Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом / Л.В.
Кнышова, О.И. Меньшикова, О.В. Попова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 125 с.
12.
Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников / Е. А. Ку-рак. - М.:
СФЕРА, 2002. - 80 с.
23

13.
Липсиц, И. В. Удивительные приключения в стране Экономика / И.В. Липсиц. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 336 с.
14.
Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. - М.: Изд-во политической
литературы, 1990. - 416 с.
15.
Матвеев, Э. Лесная биржа. Поучительная сказка о финансах /
Э.
Матвеев. - Пермь : Янус, 2012. - 305 с.
16.
Поляков, С. Д. Технологии воспитания: учебно-методическое пособие / С. Д.
Поляков. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 144 с.
17.
Прусенкова, Н. Рекламные крошки. Дети воспринимают рекламу совсем не так, как
хочет заказчик / Н. Прусенкова // Новая газета. - 09.03.2006.
18.
Рубе В. А. Зачем нужны налоги: учебное пособие для начальной школы / В.А. Рубе,
Е.С. Шабельник. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 1999. - 104 с.
19.
Руль, А. Экономим с удовольствием, или Как накопить на яхту / А. Руль. - СПб.:
ИГ «Весь», 2013. - 224 с.
20.
Сасова, И.А. Экономическое воспитание детей в семье / И.А. Сасова. - М., 1989. -45
с.
21.
Сахаровская, Ю. Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным
бюджетом / Ю. Сахаровская. - Альпина Бизнес Букс, 2000. - 272 с.
22.
Светлова, М. Деньги в твоей жизни / М. Светлова. - СПб.: ИГ «Весь», 2013. - 304 с.
23.
Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику / А.
А. Смоленцева. - М.: Детство-пресс. 2008. - 120
24.
Спецкурс «Азбука рынка» 2-4 кл., Дубровина Р.С.. Теряева Л.Д. // Справочник
заместителя директора школы №11. - Ноябрь. 2008.
25.
Фенько, А. Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации / А. Б.
Фенько // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С.4626.
Хоменко, И. Дети и деньги: какой должна быть финансовая свобода ребенка? / И.
Хоменко // Первое сентября. - 2005. - .№ 67.
27.
Чернер, С.Л. Азбука экономики / С.Л. Чернер. И.И. Нагумнова, М.Н. Чуйкова. - М.,
1997.
28.
Шурманова, С. Н. Экономические игры / С. Н. Шурманова // Первое сентября. 2006. - № 4.
29.
Эггерт, Дж. Записки экономиста о счастье, успехе, процветании / Дж. Эггерт. СПб.: ИГ «Весь», 2013. - 112 с.
Сказки, рассказы
Два жадных медвежонка (Венгерская сказка) Михалков «Как старик корову продавал» Х.К. Андерсен «Новое платье короля» Х.-К. Андерсен «Огниво» В.Катаев «Дудочка и
кувшинчик» Народная сказка «Мена» К.И. Чуковский «Федорино горе»
К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко» А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Народная сказка «Жадная старуха» Народная сказка «Чудесная рубашка»
Видео
Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы»:
- Азбука денег тётушки Совы - Что такое деньги?
- Азбука денег тётушки Совы - Умение экономить.
- Азбука денег тётушки Совы - Карманные деньги.
- Азбука денег тётушки Совы - Потребности и возможности.
- Азбука денег тётушки Совы -Домашние питомцы. Фиксики - Деньги Караваев В.
«Зайчонок и муха», 1977.
24

- «Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенкадля малышей).
- Союзмультфильм «Так сойдёт».
- Союзмультфильм «Пятачок».
- «Вершки и корешки».
- Союзмультфильм «Сказка про лень».
- Мультсериал «Навигатум»:
- Профессия «Ветеринар»
- «Детский стоматолог»
Игры, занятия
Настольная игра «Финансовая экспедиция», издательство «МИФ» Комикс «История о
рублике и его друзьях»/ Министерство финансов
Калининградской
области
электронный
ресурс:
https://www.fingram39.
ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fdlc2069d8a466a78.pdf
Книжка-раскраска для дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области
электронныйpecypc:https://www.fingram39.
ru/upload/iblock/44e/44ele34705398d818ca04628236beflb.pdf
Методические рекомендации к книжке-раскраске для старших дошкольников/
Министерство финансов Калининградской области электронный
pecypc:https://www.fingram39.ru/upload/iblock/cc6/cc62f9ae54
cb43a0e6dc2253329144b4.pdf

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.