Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Мосальский детский сад комбинированного вида «Радуга» Принята на заседании педагогического совета МКДОУ Мосальский детский сад комбинированного вида «Радуга» «30» августа 2022г. Протокол № 1 Утверждаю Заведующая МКДОУ Мосальский детский сад комбинированного вида «Радуга» ___________________ Павликова Т.В. «30» августа 2022 г. Приказ № 61/2 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «АЗЫ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» АВТОРЫ Л.В. СТАХОВИЧ, Е.В. СЕМЕНКОВА, Л.Ю. РЫЖАНОВСКАЯ, М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019 г. И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Срок реализации 2022-2023 уч. г. Составитель: воспитатель 1 кв. кат. Евсикова Е.Ю. Мосальск 2022г. СОДЕРЖАНИЕ 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Принципы и подходы к формированию Программы Критерии отбора материала Программы Взаимодействие с родителями Планируемые результаты освоения Программы 2. 2.1. 2.2. 2.3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Формы, методы и средства реализации Программы Варианты взаимодействия с семьями дошкольникови социумом Тематический план 3. 3.1. 3.2. 3.3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Организация занятий по Программе Материально-техническое обеспечение реализации Программы Методическое обеспечение Программы ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ 4.1. 4.2. Список литературы, рекомендуемой воспитателям Список литературы, рекомендуемой родителям 2 1. 1.1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги,товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т.п.Поэтому проблемафинансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека. При включении Программы в дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т. е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира. Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системыдетским садом и школой. Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываютсяне только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжениивсейжизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. 3 Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (далее - Программа) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утверждённым приказом Минобрнауки России № 1155-ФЗ от 17.10. 2013 г. Нормативное обоснование Программы: Федеральные законы: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ. Нормативно-правовые документы: Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249; «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». СП 2.4.3648 -20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Цели реализации Программы: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи реализации Программы: Образовательные: познакомить дошкольников с денежной сферой жизни; раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, ноограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать; сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению; подготовить к принятию своих первых финансовых решений; 4 заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; научить соотносить понятия надо, хочу и могу; обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: • • • • • • трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы; покупать, тратить, расходовать, транжирить; откладывать, копить, сберегать; одалживать, занимать, отдавать, возвращать; планировать, экономить. способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансовоэкономических отношений между людьми в обществе; подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги. Воспитательные: активизировать коммуникативную деятельность детей; стимулировать интерес к изучению мира финансов; сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью; способствовать повышению ответственности и самоконтроля - качеств, необходимых для достижения успеха в жизни; обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка. Программа предусмотрена как дополнительное образование детей подготовительной группы. Программа составлена по образовательным областям: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие». Она отвечает перспективным направлениям дошкольного образования, соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста и способствует выполнению целевых ориентиров ФГОС ДО. Дошкольный возраст имеет свои особенности. В этот период дети любознательны, проявляют высокую познавательную активность, максимально открыты эмоциональному переживанию и сопереживанию. Развиваются предпосылки понятийного мышления: появляются элементы абстрактных рассуждений, проявляется интерес не только к тем явлениям, которые он 5 видел непосредственно перед собой, но и к обобщённым свойствам предметов окружающей действительности. Ребёнок способен определить причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Продолжается формирование базовых компонентов ценностных ориентаций. Закладываются основы морального поведения, формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям, выстраивается моральный облик ребёнка, черты которого проявляются в течение всей последующей жизни. Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе стимулирует стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоуважении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Формирование финансовой культуры в части развития экономического мышления, деловых качеств, общественной активности и предприимчивости ограничено возрастными особенностями и психическим развитием дошкольников. В этот период дети ещё не готовы к правильному восприятию целого ряда финансово-экономических терминов, проведению сложных математических расчётов, планированию, анализу, синтезу и пр. Несоответствие между познавательными потребностями ребёнка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять. Учитывая это, целесообразно сделать акцент на нравственные стороны, необходимые для финансового воспитания: уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, эгоизму, стремлению к наживе любой ценой и пр. Основополагающей идеей Программы выступает формирование у детей здорового интереса к деньгам, которые по своей сути глубоко социальны и выступают неотъемлемой частью окружающей среды. Главным принципом реализации Программы является адекватность возрасту. При ознакомлении дошкольников с основными финансовыми и экономическими понятиями следует принимать во внимание возрастные особенности, соблюдать чувство меры и осторожность. Программа соответствует принципу развивающего образования и сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. 6 Программа предлагает вариативные формы обучения - каждый воспитатель может творчески использовать в работе предлагаемое авторами содержание тематического плана. Программа предполагает тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, призвана способствовать формированию ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. 1.3. Критерии отбора материала Программы - финансово-экономическая направленность; доступность, наглядность, занимательность; воспитательная и нравственная ценность; возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни. 1.4. Взаимодействие с родителями Для достижения единства целей и задач воспитания ребёнка в Программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи. Программа предусматривает активное приобщение родителей к образовательному процессу (родительский клуб, семейные проекты, обмен опытом, участие в праздничных мероприятиях, играх, интерактивных театральных миниатюрах, обучающих сказках и пр.). Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребёнка достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для педагогов и родителей. Их необходимо воспринимать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка и направление воспитательной деятельности взрослых. Личностные результаты В итоге освоения Программы дошкольник сможет: 7 разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой; чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела; знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена; понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно; осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия). Практические результаты: освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним; научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно; освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.; заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами. 8 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Формы, методы и средства реализации Программы Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные минипостановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия- исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество. Программа предусматривает следующие формы и методы реализации: игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.); словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.); наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.); практические (исследование, экспериментирование и др.). Базовой формой и методом реализации Программы является игра. Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно. В целях достижения оптимального результата рекомендуется использовать разные игры: театрализованные, режиссёрские, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, семейные и др. В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослым, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой культуры. В повседневной жизни возникают ситуации, когда с ребёнком можно поговорить о финансах. Знания и навыки, приобретённые в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь. Интерактивный мини-спектакль (обучающая сказка) -один из самыхэффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов. 9 Хороший эффект в работе по формированию финансовой культуры дошкольника достигается и с помощью ситуационных задач, занятийисследований, занятий-бесед, интерактивных занятий, папок-передвижек, сказок и иного фольклора. Ситуационная задача представляет один из видов интерактивногообучения, методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности. Решение ситуационных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей. Для того чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т. д.). Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку захотелось найти на него ответ. Занятия-исследования -один из основных путей познания,наиболееполно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и воспитания. Программа предусматривает использование начального, самого простого уровня исследования, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение же находит сам ребёнок. Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованыпри реализации всех образовательных областей Программы. Викторины и конкурсы можно рассматривать информационноразвлекательного содержания. как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй.Темы папоксамые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы идём в банк», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки на определённый срок (выходные дни, праздники), занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется «обратная связь» с семьёй. Чтение —основная форма восприятия художественной литературы какособого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы таких образовательных областей, как «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие». Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом поразличным вопросам, который меняется раз в месяц. Например: «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Поход в банк», «Учимся бережливости» и ряд других. 10 Выставки по темам программы с использованием фотоснимков игровой,учебной, трудовой деятельности детей и взрослых. Проекты по темам Программы -эффективный метод,позволяющийустановить взаимосвязь «воспитатель - родитель - ребёнок». Участники проекта осваивают новые понятия и формируют представления о финансовой культуре. Воспитатель является организатором продуктивной деятельности, источником информации, консультантом, экспертом, основным руководителем проекта, при этом партнёром и помощником родителей и ребёнка в саморазвитии. Метод проектов - универсальный интегрированный метод, способствующий развитию исследовательской активности и познавательно-практической деятельности участников проекта, - расширяет ориентировку дошкольников в окружающем мире и развивает самосознание, открывает большие возможности для воспитания детских дружеских взаимоотношений и сотрудничества, развития социальных чувств и представлений. Памятки для родителей составляются по определённым темам.Программы изложены доходчиво, конкретно, кратко и целенаправленно, с таким расчётом, что их необязательно хранить, достаточно только прочитать. Анкетирование, опрос позволяют воспитателю получить необходимуюинформацию для размышления. Учитывая занятость родителей, целесообразно использовать анкеты с небольшим количеством вопросов, которые не требуют развёрнутых ответов. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы и проводится воспитателями ДОУ. Основными методами изучения достижений развития ребёнка являются наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности. Формы и методы реализации Программы являются системными, интегративными образованиями. Практически все формы реализации Программы могут выступать в качестве методов. Каждый метод можно использовать в зависимости от потребностей реализации Программы вцелях стимулирования деятельности детей, создания условий для приобретения ими опыта или осознания этого опыта. Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей,интерактивная театрализованная мини-постановка, выставка, презентация проектов, игра-испытание и др. Средства реализации Программы способствуют созданию развивающейсреды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы, предусмотрено использование как традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы), основанных на достижениях технологического прогресса. 11 Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия: • активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность; • использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям; • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друт с другом в разных видах деятельности; • предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. 2.2. Варианты взаимодействия с семьями дошкольников и социумом Дошкольное образовательное учреждение представляет собой первый социальный институт, в котором начинается педагогическое просвещение родителей, приобщение их к единому образовательному пространству. Важной составляющей Программы является активное привлечение родителей, которые рассматриваются как важные действующие лица и помощники воспитателя в формировании у детей финансовой культуры. С этой целью необходимо обеспечить открытость дошкольного образовательного учреждения для родителей, предоставить им полную информацию об образовательной Программе, о ходе её реализации, о специфике образовательного процесса, возможность обсуждения вопросов, связанных с реализацией Программы, поддерживать образовательные инициативы родителей. Программа предполагает проведение ряда занятий и подготовку буклета для родителей, чтобы ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в процесс плодотворного взаимодействия по формированию финансовой культуры. Взаимодействи е с семьями дошкольников и социумом Формы взаимодействия Периодич ность сотруднич ества Родительский клуб: проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов, создание библиотеки, Единое Педагогическая поддержка, папки-передвижки, проекты, пособие для родителей «Финансовая культура В течение образовательно в семье», семейные конкурсы. Совместные мероприятия: мероприятия в рамках проектной деятельности, открытые года занятия е пространство выставки, ярмарки Консультации, тематические памятки для родителей, информационные альбомы и тематические стенды, Не реже Широкое выставки, создание странички на сайте ДОУ одного Информационн раза в ое поле месяц 12 Создание условий Наблюдение и контроль Помощь в создании предметно-развивающей среды Изучение и учёт интересов, мнений и запросов опросы, диагностика, индивидуальные беседы родителей, семейного По мере необходимости опыта. Анкетирование, В течение года В реализации Программы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, могут участвовать организации науки и культуры, государственные структуры и органы местного самоуправления, финансовые учреждения, производственные и торговые предприятия, выразившие желание сотрудничать и обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей Программой. 2.3. Тематический план № 1. 2. 3. 4. Занятие Содержание занятия Формы и методы проведения 1. Без труда нет жизни на земле Труд - основа Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей Беседа, играсоревнование жизни семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд - «Мои домашние обязанности», это хорошо, сидеть без дела - это плохо. Виды домашнего труда папка-передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде Работать и Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать Беседа, ситуационные задачи, зарабатывать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать игра «Вот так заработали!», наказание за провинность, проступок и т. п.) фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почётно» Все работы Профессии. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда Игры: «Что создаётся трудом», хороши, выбирай используются человеком для себя или для продажи (товар) «Как продукт труда в товар на вкус превращается», викторины «Угадай профессию», «Услуга или товар?», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны», угадай профессию по продукту труда Творческое Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться Читаем, обсуждаем, занятие разгадываем загадки, представляем - рисуем 13 5. 6. Мини-спектакль Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны Как придумали Деньги - мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), деньги универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг) Какие бывают Виды денег (монета, банкнота, пятак, рубль и пр.). Изготовление денег: деньги, как они печать, чеканка. выглядят и откуда берутся Интерактивный мини-спектакль Беседа, чтение, рассказ Беседа, исследование, чтение, Игра «Нарисуем деньги для нашей группы», придумываем деньги для группы, тематический стенд «Какие деньги были и какими стали (эволюция денег)» деньги Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата Беседа, обсуждение, игра «Как 8. Как попадают к нам в родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своём кармане, а не потопаешь, так и полопаешь», дом. Трудовая в чужом ситуационные задачи, сказка денежка всегда «Трудовые деньги». Рассказ для крепка. родителей «Отец и сын» Денежку бережём. Кошельки, копилки, сейфы, банки и банковские карты и Игра «Денежкин домик», сказка 9. Где живут деньги пр. «Где живут денежки?», обсуждение. Папка- передвижка «Мы идём в банк» Закрепляем понятие деньги Интерактивный мини-спектакль 10. Мини-спектакль «Зайкина находка» 3. Покупаем, продаём и обмениваем и Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Исследование: что необходимо 11. Потребности желания соотносим потребности, желания и возможности. человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное», ситуационные задачи, рассказ «Про капризного Артёма», обсуждение Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать Интерактивный мини-спектакль 12. Мини-спектакль «Желания себе вопрос и оценивать: действительно ли мне очень нужна та или иная 7. 14 Волчонка-Зубасти- вещь, игрушка и пр., есть ли возможность у родителей это купить? ка» Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки 13. Где покупают и Продают разные товары 14. Наша мастерская Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. цепочку товар-стоимостъ-цена. Определяем стоимость 15. Стоимость товара Разбираем и цена товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама 16. Выгодноневыгодно 17. Русская ярмарка 18. Тратим экономим разумно, Ярмарка и её атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения, хороводы, русская пляска, кулачные бои. Используем деньги нашей группы, придуманные ранее Игра«Где что купить?», обсуждение, тематический стенд, папка-передвижка «Мы идём за покупками» Творческо-трудовая деятельность Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дёшево, выгодно-невыгодно», сказка «Что за птица?» - обмен, сказка «Как старик Корову продавал» - что может реклама, обсуждение Обсуждение, игра- праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаём свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся. Конкурс проектов «Этой ярмарки краски» Организация миниспектакля на тему «Лесная ярмарка» 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с Беседа, чтение, игра «Деньги пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. получил - ерунды накупил», Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам викторина «Разумные траты Сказочных героев», загадки: «Угадай, кто это?», игра 15 «Открываем бутербродную, закупаем товар» Учимся различать понятия: хочу и могу. Наши желания «Хочу», а наши Интерактивный мини-спектакль 19. Мини-спектакль «Хочу и могу» возможности и ресурсы «Могу». Формируем ответственное отношение к принятию решения, которое проявляется в тесной взаимосвязи желаний и реальных возможностей по их осуществлению Копим и сберегаем Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить Ситуационные задачи, папка20. непросто, но полезно, ответственно и важно передвижка «Мы копим», обсуждение, игра «Копим и сберегаем» Закрепляем понятия: откладывать, копить, сберегать. Обыкновенная Интерактивный мини-спектакль 21. Мини-спектакль «Мишкина копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы копилка» обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами Развивать у детей потребность радовать близких добрыми делами, Дети занимаются посильным 22. Творческое занятие «Наша экономить, беречь свои вещи ремонтом игрушек и пр., в мастерская» том числе принесённых из дома. Делают поделки и экономят материал: бумагу, краски, пластилин и пр. Узнаём, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или Интерактивный мини-спектакль 23. Мини-спектакль «День рождения» мастерить с умом. Бережливость, экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), результатам труда; забота, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, поделиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно 5. Учимся занимать и отдавать долги и Знакомимся с понятиями: одалживать, занимать. Занять - взять что-то Беседа, ситуационные задачи, 24. Занимаем одалживаем взаймы на время, одолжить - дать что- то взаймы на время игра «Занять и одолжить», папка- передвижка и «Занимаем одалживаем» Долги Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой Чтение, обсуждение, читаем 25. «Долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только рассказ «Долг», обсуждаем денежным, невыполненные обещания - это тоже долг рассказ и русскую поговорку 16 долг Осознаём, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть 26. Заплатить скорее, так будет (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это веселее получится, лучше не обещать и не занимать. Долг - это серьёзное обязательство 27. Мини-спектакль «Долг платежом красен» 28. Всё по плану! 29. Ставим цели 30. Сделал дело гуляй смело 31. Мини-спектакль «Всё по плану!» 32. Хочу купить всё! 33. Наше богатство Закрепляем понятия: занимать, одалживать, долг, должник Обсуждаем русские пословицы: - Умей взять, умей и отдать! - Бери да помни! Не штука занять, штука отдать. В долг брать легко, а отдавать тяжело. Интерактивный мини-спектакль 6. Учимся планировать Знакомим с понятием план. Объясняем важность составления планов. Игра «План на следующий Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. день», папка-передвижка «Мы Учимся организовывать своё время планируем», беседа Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели – Учимся подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща Закрепляем понятия: план, планировать Ситуационные задачи, игра «Наши цели», тематический стенд Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачи, обсуждение Интерактивный мини-спектакль 7. Богатство и бедность Выясняем, что не всё продаётся и Беседа, ситуационные задачи, покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди игра«Что нельзя купить?», и пр.) за деньги не купишь читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюта бабушке сон покупала» Формируем представление о вечных ценностях: любви, Читаем и обсуждаем сказки доброжелательности, милосердии, взаимопомощи, которые наряду с «Бедные богатые», «Ум и денежным благополучием позволяют воспитать целостную гармоничную богатство» (абазинская народная личность сказка), конкурс проектов «Наше богатство», беседа, ситуационные задачи 17 34. Жадность Разбираемся, что такое жадность и почему это плохо для человека. Жадность Читаем и обсуждаем рассказ В. бессмыслена, жадному человеку всегда всего мало Сухомлинского «Жадный мальчик», ситуационные задачи, обсуждаем поговорки: Всех конфет не переешь, всех одежд не переносишь. – Сам потонет, а воды не даст. Щедрый бедности не знает. Щедрому весь мир родня. Можно провести миниспектакль «Щедрый бедности не знает» Читаем стихи о жадности, обсуждаем такое качество человека, как Читаем о щедрости и жадности 35. Творческое занятие: щедрость, изображаем при помощи художественных приёмов: рисунков, и изображаем щедрость и изображаем лепки из пластилина жадность: «Жадина» Аким Яков, щедрость и «Жадина» Татьяна Казырина, жадность «Жадина» Эмма Мошковская Осознаём, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить Интерактивный мини-спектакль 36. Мини-спектакль «Бережливые своими руками и получать удовлетворение от того, друзья» 18 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Организация занятий по Программе Программа реализуется в течение учебного года. Состоит из 36 занятий. Периодичность занятий 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий 20-30 минут. Принципы организации воспитательно-образовательного процесса Программы: учёт возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников; психологический и эмоциональный комфорт как условие самореализации дошкольника; доверие и поддержка активности, инициативности и устремлений к самоутверждению. 3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы Требования к зданиям, водоснабжению, канализации и отоплению, к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию, к искусственному и естественному освещению образовательных помещений, к санитарному состоянию и содержанию помещений, как и многие другие требования, определяются соответствующими ГОСТами и СНиПом2. Специальных требований, отличных от общепринятых, Программа не предъявляет. Программа предполагает обеспечение групп необходимой мебелью, играми и пособиями, соответствующими возрасту детей. Для занятий театрализованной деятельностью необходимо наличие зала. Предметно-пространственное и информационное окружение должно учитывать потребности и игровые интересы современного дошкольника, ориентировано на реализацию программных задач и возможности развернуть игровой сюжет как для нескольких детей, так и для всех детей группы. 3.3. Методическое обеспечение Программы Программа реализуется с методическим сопровождением: методические рекомендации для воспитателя (с темами и рекомендациями по организации и проведению занятий); пособие для родителей «Советы родителям: о чём и как говорить с ребёнком»; сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников (обучающих сказок для знакомства с основами финансовой грамотности и формирования финансовой культуры детей в возрасте 5 - 8 лет); сборник ситуационных задач по финансовой грамотности для дошкольников; сборник игр для детей дошкольного возраста «Азы финансовой культуры»; раздаточные и дидактические материалы по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников; художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях. 19 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ 4.1. Список литературы, рекомендуемой воспитателям Учебно-методические пособия 1. Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. 2. Рассуждаем и решаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. 3. Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. 4. Читаем и обсуждаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжа-новская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. 5. Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. 6. Методические рекомендации для воспитателя / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. 7. Аксенова, Н.И. / Н.И. Аксенова, Ц.М. Левин, Е.А. Луговой, Л. А. Павленко. Поиграем в экономику. - Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники. - 38 с. 8. Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/ Учебно-методическое пособие. - Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015. - 89 с. 9. Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / Л. Н. Галкина. - Челябинск, 2006. - 98 с. 10. Герасименко, С.В. / С.В. Герасименко, Е.А. Маркушевская, И.П. Шайкина, И.В. Назарова и др. Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей». - Волгоград, 2015. - 34 с. - Электронный ресурс: http://new.kiro46.ru/docs/BELOBOKA.pdf 11. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе; под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцево. - СПб.: Питер, 2013. -464 с. 12. Полиманская, Т.И. Усвоение нравственных норм старшими дошкольниками в совместной трудовой деятельности / Т.И. Полиманская // Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / под ред. Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1987. - 117 с. 13. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. - М., 2005. - 254 с. Сказки, рассказы «Кем быть и кем не быть?» По Я. Пинясову «Сами виноваты» По С. Михалкову П. Дудочкин «Почему хорошо на свете» В. Сухомлинский «Жадный мальчик» Сказка «Хранители бюджета» Аким Яков «Жадина» Татьяна Казырина «Жадина» 20 Эмма Мошковская «Жадина» К.И. Чуковский «Муха-цокотуха» А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» Рассказ «Как Валюта бабушке сон покупала» Игры, дополнительный раздаточный материал Картинки «Профессии» - онлайн-доступ: http://dochkiisinochki.ru/ kartinki-professii-dlya-detej.html Раскраски «Деньги» - онлайн-доступ: http://detskie-raskraski.ru/detskie-raskraski/raskraska-dengi Электронные ресурсы: Методические материалы по финансовой грамотности для дошкольников Министерства финансов области [Электронный ресурс]. - https://www.fingram39.ru/materials/ma:er;aly-dlya-doshkolnikov Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.festival.lseptember.ru Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. worldofchildren.ru Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net Подготовка к школе [Электронный ресурс].-Режим доступа: http:// vscolu.ru Калининградской 4.2. Список литературы, рекомендуемой родителям Учебно-методические пособия 1. Александров, И. Большая иллюстрированная энциклопедия для дошкольников. Litres, 2018. 2. Арефьева, Т.А. Дети и деньги / Т.А. Арефьева. - СПб.: Речь, 2006. - 246 с. - (Детская психология). 3. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 80 с. 4. Бодо, Ш. Мани, или Азбука денег // Б. Шефер. - Попурри, 2006. - 60с. 5. Бродникова, Е. Дети и деньги. Растим миллионера / Е. Броднико-ва,Красавина. - СПб.: Питер, 2013. - 256 с. 6. Годфри, Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами / Джолайн Годфри. - М.: Добрая книга, 2006. - 224 с. 7. Денежные сказки: альбом для детского художественного творчества из комплекта «Финансовый грамотей: Пособие для воспитания финансовой грамотности от 5 до 99 / Иркутск: Альмира, 2012. - 28 с. ил. - Электронный ресурс: http://fincult.ru/trenings/file_profolog/KursKids/ Denegnie_skazki_Raskraska.pdf 21 8. Детские деньги: полезная информация для детей и родителей о деньгах и управлении ими/ Сбербанк для детей и родителей. – Электронный ресурс: http://niKona-6aHKHpa^/wp-content/uploads/2016/02/ Detskie-dengi.pdf 9. Иванова, Н. Г. Что такое «экономика»? Проект для детей старшего дошкольного возраста / Н. Г. Иванова // Дошкольное воспитание. - 2000,-№2.-С.12-14. 10. Йулли, Б. Как воспитать правильное отношение к деньгам / Б. Йулли // Семья и школа. - 2007. - № 6. - С.10-14. 11. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом / Л.В. Кнышова, О.И. Меньшикова, О.В. Попова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 125 с. 12. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников / Е. А. Ку-рак. - М.: СФЕРА, 2002. - 80 с. 13. Липсиц, И. В. Удивительные приключения в стране Экономика / И.В. Липсиц. - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 336 с. 14. Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. - М.: Изд-во политической литературы, 1990. - 416 с. 15. Матвеев, Э. Лесная биржа. Поучительная сказка о финансах / Э. Матвеев. - Пермь : Янус, 2012. - 305 с. 16. Поляков, С. Д. Технологии воспитания: учебно-методическое пособие / С. Д. Поляков. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 144 с. 17. Прусенкова, Н. Рекламные крошки. Дети воспринимают рекламу совсем не так, как хочет заказчик / Н. Прусенкова // Новая газета. - 09.03.2006. 18. Рубе В. А. Зачем нужны налоги: учебное пособие для начальной школы / В.А. Рубе, Е.С. Шабельник. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 1999. 104 с. 19. Руль, А. Экономим с удовольствием, или Как накопить на яхту / А. Руль. - СПб.: ИГ «Весь», 2013. - 224 с. 20. Сасова, И.А. Экономическое воспитание детей в семье / И.А. Сасова. - М., 1989. -45 с. 21. Сахаровская, Ю. Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом / Ю. Сахаровская. - Альпина Бизнес Букс, 2000. - 272 с. 22. Светлова, М. Деньги в твоей жизни / М. Светлова. - СПб.: ИГ «Весь», 2013. - 304 с. 23. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику / А. А. Смоленцева. - М.: Детство-пресс. 2008. - 120 24. Спецкурс «Азбука рынка» 2-4 кл., Дубровина Р.С.. Теряева Л.Д. // Справочник заместителя директора школы №11. - Ноябрь. 2008. 25. Фенько, А. Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации / А. Б. Фенько // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С.4626. Хоменко, И. Дети и деньги: какой должна быть финансовая свобода ребенка? / И. Хоменко // Первое сентября. - 2005. - .№ 67. 27. Чернер, С.Л. Азбука экономики / С.Л. Чернер. И.И. Нагумнова, М.Н. Чуйкова. - М., 1997. 28. Шурманова, С. Н. Экономические игры / С. Н. Шурманова // Первое сентября. - 2006. - № 4. 29. Эггерт, Дж. Записки экономиста о счастье, успехе, процветании / Дж. Эггерт. - СПб.: ИГ «Весь», 2013. - 112 с. 22 Сказки, рассказы Два жадных медвежонка (Венгерская сказка) Михалков «Как старик корову продавал» Х.-К. Андерсен «Новое платье короля» Х.-К. Андерсен «Огниво» В.Катаев «Дудочка и кувшинчик» Народная сказка «Мена» К.И. Чуковский «Федорино горе» К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко» А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Народная сказка «Жадная старуха» Народная сказка «Чудесная рубашка» Видео Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы»: - Азбука денег тётушки Совы - Что такое деньги? - Азбука денег тётушки Совы - Умение экономить. - Азбука денег тётушки Совы - Карманные деньги. - Азбука денег тётушки Совы - Потребности и возможности. - Азбука денег тётушки Совы -Домашние питомцы. Фиксики - Деньги Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977. - «Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенкадля малышей). - Союзмультфильм «Так сойдёт». - Союзмультфильм «Пятачок». - «Вершки и корешки». - Союзмультфильм «Сказка про лень». - Мультсериал «Навигатум»: - Профессия «Ветеринар» - «Детский стоматолог» Игры, занятия Настольная игра «Финансовая экспедиция», издательство «МИФ» Комикс «История о рублике и его друзьях»/ Министерство финансов Калининградской области - электронный ресурс: https://www.fingram39. ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fdlc2069d8a466a78.pdf Книжка-раскраска для дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области - электронныйpecypc:https://www.fingram39. ru/upload/iblock/44e/44ele34705398d818ca04628236beflb.pdf Методические рекомендации к книжке-раскраске для старших дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области электронный pecypc:https://www.fingram39.ru/upload/iblock/cc6/cc62f9ae54 cb43a0e6dc2253329144b4.pdf 23